“Чёрно-белые сокровища недр” – Коркинский и Коелгинский карьеры

Что может быть интереснее неизведанного подземного мира? А еще узнать о полезных ископаемых и истории их добычи? Конечно, только увидеть это все воочию!

Предлагаем Вам новую экскурсионную программу «Черно-белые сокровища недр»

Данная экскурсия включает следующие объекты: посещение Коелгинского Мраморного карьера, посещение Храма Михаила Архангела в Коелге, посещение смотровой площадки Коркинского угольного карьера.

Название экскурсии Возраст участников Длительность поездки Группа 16+2 Группа 27+3 Группа 40+3
«Чёрно-белые сокровища недр» — Коркинский разрез и Коелгинский карьер – временно не проводится. с 8 лет 6 часов

 

В стоимость включено: проезд на автобусе, сопровождение экскурсоводом, экскурсионная программа, посещение 3 объектов (Коелгинский мраморный карьер, храм Михаила Архангела, смотровая площадка Коркинского угольного карьера).

 

Обратите внимание! Оформлением поездки по всем правилам перевозки детских групп занимается туристическая компания А2-Тур. От заказчика необходим список всех детей с указанием ФИО и даты рождения (полностью), полного возраста, а также номером телефона ответственного лица (хотя бы одного из родителей), приказ из школы, контактные данные сопровождающих лиц (ФИО, номер телефона).

 

Коелгинский мраморный карьер

Село Коелга – центр Коелгинского сельсовета, старинное казачье поселение. Расположено в западной части Еткульского района при слиянии рек Коелги и Увельки, на древней Степной дороге из Челябинской крепости в Оренбург.

Река Коелга подарила селу свое имя. На картах название правого притока реки Увельки встречается уже с 1735 г. в вариантах Коель, Койижилга и т. д. Так нарекли ее в древности индоиранцы или тюрки по природным признакам за наличие родниковых вод, горных пород и каменистое ложе (кой – источник, родник в каменистом месте; камень; елга – река, каменистая долина).

В селе находится крупнейшее в области предприятие по добыче и переработке мрамора – ЗАО “Коелгамрамор”. История его восходит к 1924 г., когда здесь начала добывать мрамор старательская артель, а сегодня предприятие производит около 45% объема мраморной продукции всего Уральского региона.

Белоснежный мрамор долины реки Коелги конкурирует на рынке отделочных материалов с мрамором из Греции и Италии. Изделия из него поставляются в Белоруссию, Казахстан, Болгарию, Германию, Китай, Польшу, США.

Коелгинским мрамором облицованы многие здания крупных городов России: Большой Кремлевский дворец, Дом правительства, станции Московского, Екатеринбургского метрополитенов. Он использовался при строительстве мемориального комплекса на Поклонной горе и Храма Христа Спасителя в Москве, здания Челябинского государственного академического театра драмы имени Наума Орлова.

Храм Михаила Архангела

Первая деревянная церковь в Коелге была построена в 1750 г. Вторая деревянная церковь была построена 1794 г. и служила до 1927 г., до разрушения.

9 ноября 1996 года епископом Георгием была произведена закладка первого строительного камня нового трехпрестольного храма. Инициатива строительства принадлежит Ивану Андреевичу Чеботарёву, генеральному директору предприятия «Коелгамрамор». В ноябре 1998 г. митрополит Челябинский и Златоустовский Иов освятил центральный придел.

27 сентября 2000 г. храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

6 мая в селе Коелга Еткульского района были освящены колокола строящегося храма Михаила Архангела. Обряд совершил настоятель храма отец Алексей. 8 колоколов, изготовленных в Нижнем Тагиле, были подняты на высоту 32 метра.

  • В общей сложности на строительство храма пошло 17 вагонов одного только кирпича. Строительство было начато в 1996 году, а в 1997 году здесь уже состоялась первая служба.

Храм Архангела Михаила назван в честь покровителя русского воинства.

Величественный Храм – это первое, что видит путешественник въезжая в село. Он высокий, светлый и просторный мало похож на деревенские церкви. Выглядит очень помпезно для уральской глубинки. Храм вмещает 300 человек. Колокола (8 штук) отливали в Нижнем Тагиле.  Внутри отделан белым коелгинским мрамором в том числе и иконостас. Даже иконы написаны на мраморных досках иконописцем Константином Сильвестровым из г. Набережные Челны. Иконы канонические по образцам 17 века.

Коркинский угольный карьер

Челябинский угольный бассейн расположен вдоль восточного склона Уральских гор и протянулся с севера на юг на 170 километров. Угольные пласты открыл горный инженер И. И. Редикорцев в 1832 году у Миасской крепости. В 1907 году в г. Копейске были построены небольшие шахты и началась добыча угля.

В Еманжелинском и Коркинском районах освоение добычи угля началось со строительства разрезов. В 1934 году вступил в строй Коркинский разрез №1. Его расцвет пришелся на 70-80-е годы ХХ века, когда здесь ежегодно добывали до 3 млн. тонн угля! Сейчас в Коркинский разрез ежедневно добывает около 6000 тонн угля, и вывозит до 20 тысяч кубометров вскрышных пород (преимущественно внутренних).

За 70 лет работы Коркинский разрез стал одним из крупнейших карьеров России, крупнейшим угольным разрезом Европы. Нигде больше не добывают уголь с глубины 540 м. открытым способом. Дно карьера находится ниже уровня моря на 250 м, и в полукилометре ниже базиса эрозии этого района. От затопления разрез спасает сложная система откачивающих трубопроводов и даже несколько шахт, штреки которых образуют под дном карьера сеть тоннелей, собирающих дождевые и паводковые воды, проникающие в карьер.
На определенном этапе развития карьера стало ясно, что автомобильная вывозка более не справляется с возросшим объемом перевозок. Было принято решение построить сеть железных дорог, оснащенную новейшими по тем временам промышленными электровозами (тяговыми агрегатами). Сейчас практически вся вывозка производится по железной дороге. С уступа на уступ серпантином спускается стальная колея, на которой до сих пор работают те самые ПЭ2. Но по сравнению с циклопическими размерами карьера, эти электровозы и их вагоны кажутся мотылем на дне глубокой кастрюли.

Еще за многие километры до Коркино, с шоссе можно увидеть длинную гряду отвалов – результат многолетней отработки месторождения. Непосредственно сам разрез – гигантская яма – находится дальше за этой грядой. Где-то далеко внизу на дне копошатся маленькие-маленькие экскаваторы, бульдозеры и БелАЗы…